Логин

Пароль

Войти

К А Р М А

Беспредельность ужасом бы стала,
Сердце мира - вечною тюрьмой,
если бы судьба вас приковала к колесу безжалостной рукой.
Но - на вас цепей не налагали,
ваша воля всяких мук сильней;
в Сердце мира нет людской печали,
Совершенство - цель земных путей.

"Свет Азии"  проповедь Будды.

         Санскритское слово "Карма" означает "действие". Быть и действо­вать - одно: вся вселенная - одна великая непрерывная  Деятельность, управляемая незыблемым законом справедливости, Кармой. В мировой дея­тельности все связано со всем, все находится во взаимной зависимости и все стремится к единой цели. Каждое действие во вселенной есть резуль­тат предшествующей причины и в то же время - причина последующего дейст­вия. Получается непрерывная цепь причин и действий, которые, в осущест­влении, являют жизнь Вселенной. Отсюда - значение Кармы как закона при­чинности. В применении к человеку, Карма являет собой всю совокупность его деятельностей. Все, что человек представляет собой в"настоящем и что он представит из себя в будущем, все это - последствие его деятельнос­ти в прошлом. Таким образом единичная жизнь человека не есть нечто отор­ванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя буду­щих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.
        В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны не­ведомого. Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей,, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она не исчезла, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это - все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой длянас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее сто­роны, наше сознание не в состоянии разглядеть всей сложности ее узоров.
         Причина тому - наше неведение законов духовного мира. Совершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у дикаря относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из ружья, непонятным обра­зом произведенные звуки кажутся ему чудом, потому что он не знает зако­нов, послуживших причиной поразившего его явления. Чтобы перестать счи­тать такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы. Знать же можно только потому, что законы эти - неизменны. Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бес­сильно возмущаться перед "неразгаданным сфинксом", готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название судьбы, случайности, чуда, но эти слова ровно ничего не объясняют.
        Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие делают возможным исследование физической природы, управ­ляют и его жизнью, но что законы эти только устанавливают условия, необ­ходимые для каждого его действия, но не предписывают самого действия, - тогда только кончится его бессилие, и он поймет, что может стать госпо­дином своей судьбы.
         Каждый человек непрестанно творит свою судьбу: в трех сферах жизни, умственной, чувственной и физической, созидаются человеком новые силы, которые и качественно и количественно представляют из себя результаты его прежних действий, он же - одновременно и причины его будущего. Силы эти действуют не только на него одного, но и на окружающую среду, посто­янно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра - человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответствен за все, что возникает в пределах их влияния. Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, опреде­ляется строгим законом справедливости и никогда не зависит от случай­ности. "Случайность" - понятие, созданное невежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет: "если я страдаю сегодня, это происходит от того, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страда­нии и должен спокойно переносить его". Такова речь человека, понявшего закон Кармы. Независимый дух, уверенность в себе, мужество, терпение и кротость - вот неизбежные последствия такого понимания, проникшего в сердце и волю человека.
         Кто в первый раз слышит о Карме и начинает понимать, что все его действия подлежат такому же неизменному закону, по какому в природе день сменяется ночью, того это сознание удручает вначале, оно представляется ему как бы железным законом необходимости. Но это удрученное состояние проходит по мере того, как человек яснее узнает законы, управляющие не формой, а сутью явлений. Он узнает, что хотя закон везде неизменен, но силы невидимого мира - вследствие своей тонкости и деятельности вне пространства и времени, которыми скована физическая материя, - подлежат невообразимо быстрому передвижению и бесконечному разнообразию сочета­ний. Делая разумный подбор в данных своей внутренней жизни, человек убе­дится, что может работать с успехом - даже на протяжении одного коротко­го воплощения - над изменением своей Кармы; узнав закон, он поймет, что работа эта совершается в пределах им же созданных свойств и способностей и им же самим поставленных ограничений, следовательно, источник всего переживаемого - он сам, его бессмертная душа, и в его власти направить свои силы к желаемой цели. Человек сам строит свой дом; он может ввести в него "мерзость запустения" и в его же власти перестроить его до основания, сделать его прекрасным. Когда он думает, чувствует и стремится, он как бы работает над мягкой и пластичной глиной, которую мнет и формует по своему усмот­рению; но глина эта мягка только пока в руках его; сформованная, она быстро затвердевает. Вот почему сказано: "взгляните! глина в огне твер­деет и делается железом, но форму ей дал сам гончар. Человек, ты вчера был господином, ныне господином твоим стала  Судьба"    (Hitopadesha).
        Чтобы понять всю истину этого изречения, следует сопоставить два образа: человека, живущего изо дня в день в подчинении у своих прихотей и страс­тей, и спокойного Мудреца, ясно знающего, куда и зачем он идет, и представить себе, в каких цепях рабства находится первый, и как полна может быть свобода у человека совершенного.
         Пестрые узоры, которые созидаются тканью человеческой Кармы денно и нощно, переплетающиеся нити стольких разнообразных существований так сложны, что изучение Кармы - самая трудная из всех наук. Человек не только создает свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его индивидуальная Карма входит в состав различных групп: расы, нации, семьи, и вплетается своими нитями в общую ткань коллективной Кармы каж­дой из этих групп.
         Чтобы выяснить для себя хотябы самые общие понятия о человеческой Карме, необходимо выделить из сложного общего три категории сил, из которых образуется человеческая жизнь.
          Эти три категории: мысли человека, его страсти и его поступки.
         Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей Кармы, как в области умственной. В силу большой подвижности и тонкости умственных вибраций, мыслитель, сознательно творящий свою умственную жизнь, может работать с такой же точностью и уверенностью, как архитектор, воздвигающий здание по начертанному им плану. Каждая новая мысль прибавляет новую черту к возводимой постройке, ни одна из них не пропа­дает даром. Группы однородных мыслей, повторявшиеся на протяжении нес­кольких жизней, определяют строй каждого ума, и так называемые врожден­ные мысли и способности не что иное, как результаты умственной работы прошлого.
         Зная этот закон, человек - путем сознательного подбора своих мыслей может построить свой ум постепенно таким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы; наоборот, освобожденный от оков физического тела, человек легче и полнее ассимилирует весь принесенный из земной жизни запас опыта. По возвращении своем на землю, он приносит с собой все раньше приобретенные мысли, которые в загробной жизни переработа­лись в наклонности и способности; соответственно последним построятся и новые проводники внутренней жизни: мозг и нервная система. Вот почему сказано: "человек - создание размышления; над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей"  (Chandogyopanishad,  111,  X1Y,  1).
        Таким образом,сохраняется бессмертное содержание человеческой души, и мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и безвременно погибшие ге­нии. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивает  ничего из приобре­тенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, до которой дос­тигла в предыдущем воплощении.
        Стремления и желания, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в способности; повторявшиеся мысли - в наклонности, во­левые импульсы - в деятельность; всевозможные испытания претворяются в мудрость, а страдания души в ее совесть. Разнообразные хорошие возмож­ности, представлявшиеся человеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплывут сызнова, но уже в иной форме, как неопределенное  влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум причинам: силы, которые - в прошлом - вызывались тщетно к проявлению (кармическим требованием), вследствие бездействия - не до развились, и случай, т.е. условия, раз подобранные Кармой, могут и не повториться.
         Распространенное убеждение, что среда создает наш умственный строй, происходит от неведения истинного течения нашей внутренней жизни. Не среда создает ум человека, а человек - действием кармического закона - устремляется в ту среду, которая соответствует его наклонностям. Дока­зательством служат люди, резко отличающиеся с раннего детства от своей среды; в них нет ничего общего с окружающим, и если воля их сильна, они изменяют направление своей Кармы, переходя в иную, более сродную для них среду. Попадают же они в неподходящую среду благодаря тому, что поступ­ками своими и грехами связали себя тесно с людьми именно этой среды. Если таких людей немного, то это доказывает не то, что среда создает наш ум, а то, что каждый человек устремляется в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум; если постройка хороша - мы пользуемся всеми ее преимуществами, если дурна - мы сами испытываем всю ответственность за дурные ее свой­ства. Но этого мало: последствия мысли отражаются не на одном творце ее. Нет ничего более ответственного, как мысль человеческая, ибо ни одна сила так легко не передается другим, как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, он - в силу быстроты и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем свет и электричество, - легко передаются окружающим. Мысль одного человека передается другому, мысль последнего - первому, завязываются нити, которые свяжут вместе людей к добру или злу, определят для нашего будущего родных, друзей или недругов. Вот почему иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненавидят как будто незаслуженно. Закон, исходящий отсюда, сводится к следующему: наши мысли, действуя на нас самих, создают наш умственный и нравственные характер; благодаря своему воздействию на других, они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем воплощении.
        Вторая категория сил, созидающих нашу карму, состоит из наших же­ланий.  Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют наши страсти, и они же определяют судьбу человека после смерти в Частилище. Желания, т.е. внутренние влечения человека к внешним предметам, притягивают его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удов­летворение: желание земных вещей приковывает нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к небесам. Вот почему сказано: "человек родится сооб­разно своим желаниям". Желания человека определяют место его воплощения. Если они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут для его нового вопло­щения подходящее тело страстей, и это тело устремит его в такую семью, в недра такой материи, кровь которой может дать подходящий материал для его физической оболочки. Желания наши действуют на окружающих так же, как и мысли: они пере­даются другим. Но так как в данный цикл человеческой эволюции желания наши сильнее наших мыслей, то и кармическая связь, сотканная желаниями, связывает людей еще сильнее, чем их мысли. Соединяя нас путами любви или ненависти, желания создают нам буду­щих врагов или друзей, и они же могут соединить нас с такими людьми, о завязавшейся связи с которыми мы и не подозреваем. Например: поводом к такой связи может послужить ненамеренно данный толчок к преступлению, даже к убийству. Может случиться, что очень сильный злобный порыв одного человека повлияет на другого в такой момент и в такой обстановке, кото­рые располагают к убийству. Бывают такие внутренние состояния между доб­ром и злом, находятся в таком неустойчивом равновесии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из невидимого нам психического мира ре­шают наклон колеблющихся   весов в ту или другую сторону. Таким решающим толчком для колеблющегося человека может послужить порыв злобы, идущий из сердца другого человека.  Первый поддается искушению и - убьет, а создатель злобный мысли бу­дет связан в будущем воплощении с убийцей, даже если бы он раньше вовсе и не знал его, и вред, причиненный злобным порывом тому, кто совершил убийство, неминуемо отзовется на создателе гневной мысли. Иногда совер­шенно неожиданное несчастье, по-видимому незаслуженное, внезапно обруши­вается на человека; его низшее сознание, не подозревающее, что источни­ком его несчастия был вред, причиненный его дурными страстями другому существу, возмущается, негодует на кажущуюся несправедливость, но это негодование исходит из его неведения, а его бессмертная душа получит при этом урок, который никогда не забудет. Ничто незаслуженное не заставит страдать человека; недостаток памя­ти - необходимый для нашего же блага на низших и средних ступенях раз­вития - не помешает совершиться закону справедливости.
        Из сказанного следует, что наши желания, действуя на нас самих, создают наше тело страстей   и, через его посредство, влияют на образо­вание нашего физического тела в ближайшем воплощении; они же определяют место нашего рождения и влияют на подбор людей, с которыми мы будем свя­заны в будущем.
        Третья категория сил, создающих карму, - наши поступки. Они влияют сравнительно мало на истинную суть человека, на его бессмертную душу. На развитие последней влияет мотив поступка, а не самые поступки. Пос­ледние представляют собой результаты мыслей и желаний прошлых воплоще­ний. Поступки влияют на суть человека косвенно, вызывая в нем новые мысли и желания; но сила, созидающая бессмертную душу, исходит из дея­тельности ума, сердца и воли, а не из внешних проявлений человека. Час­то повторяемые поступки создают физические привычки, которые могущест­венно влияют на условия земного существования и в то же время ограничи­вают проявление истинного "я" в земном мире; но физические привычки не переживают одного воплощения и уничтожаются со смертью физического тела. Но - вопрос совершенно меняется, если мы начнем исследовать те послед­ствия, которые наши поступки оставляют на окружающих. Вызывая благопо­лучие или страдание наших ближних, поступки связывают нас так же, как и наши мысли и желания с теми людьми, на судьбу которых они имели влияние. Если в прошлом мы были причиной страданья для окружающих, в будущем мы испытываем не меньшие страданья, и - наоборот, если мы содействовали улучшению их внешнего благосостояния, кармический счет выплатит нам за это содействие счастливыми условиями нашей земной жизни; и условия эти - дурные или хорошие - погасят навсегда результаты как дурных наших пос­тупков, так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков не зависят от их мотива.
        До сих пор были разобраны три категории причин, которые оставляют свои последствия - с одной стороны на их творца, а с другой стороны - на те существа, которые заключены в сфере его влияния. Теперь мы подходим к другому закону кармы: каждая сила действует в своей сфере. Если человек посеет семена в землю, он может собрать жатву только на земле. Он может посеять хлеб с дурным намерением, например, с мыслью добыть средства для злого дела; но из семян, посеянных им, вырастет совершенно такая же рожь или пшеница, как если бы он сеял с мыслью накормить голодных сирот. Мотив - выражение умственных, чувственных или духовных сил, и последствия его могут выразиться только в сфере мысли, страстей или духа, смотря по тому, откуда мотив исходит. Но - когда мысль или чувство перешли в поступок, последний отразится только в земной среде, и притом совершенно независимо от мотива. Если человек устроит хорошую школу или больницу для бедных, будет ли при этом моти­вом его честолюбие, желание похвалы или награды, бедняки, пользовавшиеся его школой или больницей, выиграют одинаково, как если бы мотив его был самый возвышенный. Но для истинной сути человека, для бессмертной души разница окажется чрезвычайно важной: в первом случае, когда мотив был эгоистический, плоды его деятельности проявятся только в физической сре­де, душа его останется при этом незатронутой; во втором случае, когда его мотивом было бескорыстное стремление к добру, мотив этот облагородит душу и оставит в ней новое зерно бессмертия, ибо добрые движения души и составляют тот посев, жатва с которого собирается в вечности. Добрые, злые или смешанные мотивы поступков отразятся на уме, сердце или воле человека, но последствия поступка, если последний вызвал благосостояние или радость для окружающих, - будут одинаково благоприятны для самого деятеля, какой бы мотив ни руководил им. Законы кармы ведут строжайший счет и выплачивают за все, сделанное человеком, до мельчайшей дроби. Самый сухой эгоист родится в хороших условиях, если он - в прошлом содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли он в этих условиях доволен и счастлив, или же мрачен и неудовлетворен, это будет зависеть от другого кармического счета, который подводит итоги его мотивам, иначе - тем хорошим и дурным свойствам, которые он вырабатыва­ет в тайниках своей души. Может случиться, что человек с прекрасной ду­шой родится в самых неблагоприятных условиях, если он в прошлом своими необдуманными действиями вызвал нужду для окружающих; но если им при этом владел чистый и бескорыстный мотив, он уже придал ему такие свойст­ва, которые помогут ему переносить нужду терпеливо и легко. Закон, по которому каждый вид проявляемой энергии отражается именно в той сфере, из которой энергия эта исходит, имеет величайшее значение для развития человеческой души. Ибо физическая энергия, т.е. поступки человека, принося ему земное благо или страдание в той же мере, в какой они повлияли так или иначе на других, погашаются вполне этими последствиями: они не несут в себе той творческой силы, которая собирает сокровища для его бессмертной души. Человека можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и обра­батывает его при сиянии солнца и в непогоду, в холод и р жар; когда поле вспахано и засеяно, работник возвращается домой, снимает свою одежду и ложится отдохнуть. Когда он выйдет опять в свое поле, чтобы собрать жатву, одежда на нем будет уже другая, но от этого нисколько не зависит, какова будет жатва: сеял сам человек, а не временная его личность, и если семя его было скудно, и жатву он соберет скудную. Безразличный мотив останется для души без последствия; дурной - за­держит ее развитие; хороший - обогатит ее навсегда; высокий мотив, имеющий в виду только волю Единого, ничего не желающий для себя, поведет человека к освобождению. Чем выше источник, из которого исходит внутрен­няя деятельность человека, тем продолжительнее и могущественнее будут ее последствия. Когда перед совестью человека, знающего закон кармы, является столкновение различных обязанностей, и ему неясно, как следует поступить, он постарается спокойно разобраться во всех своих мотивах; очистив сердце свое от всего эгоистического, он выберет наиболее бескорыстный мотив; решив раз, он будет действовать уже без колебаний и без страха, зная, что если и поступить неправильно, важно только побуждение, последствия же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как урок, который не изгладится из его души никогда.
        Индусские учения различают три вида человеческой кармы:

- Зрелая Карма -  Prarabdhakarma.

- Скрытая Карма - Sanchitakarma.

- Зарождающаяся Карма – Kriyamanakarma           

Зрелая карма уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода выбора была в прошлом; выбор сделан, в настоящем остается только упла­тить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что они не могут осущест­виться одновременно. Существуют также кармические обязательства относи­тельно известной нации или определенной общественной группы, а между тем другие обязательства требуют иных условий воплощения. Следовательно, в одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей кар­мы. Духовные силы или, иначе, законы, правящие человеческой кармой, избирают ту часть из каждой индивидуальной кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые предс­тавляют наиболее подходящие условия для осуществления именно той части, кармы, которая выделена из ее общего итога. Соединяются вместе такие условия, при которых могут проявиться последствия тех из созданных человеком причин, которые не противоречат одна другой, совмещаются между собой. Причины эти, зарожденные человеком в предыдущих воплощениях,определяют

а) продолжительность его земной жизни,
б) особенности его физической оболочки, ее положительные и отрицательные свойства, в) под­бор родственников, друзей, врагов и всех, с кем человек войдет в сопри­косновение,
г) общественные условия,
д) строение орудия души: мозга и нервной системы, определяющее те пределы, в которых проявятся силы души,
е) соединение всех созданных кармическими причинами радостей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в течение одного и того же воплощения.
        Во всем этом для человека нет выбора; выбор его был сделан в прош­лом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву. Одним из проявлений зрелой кармы представляют собой поступки, кото­рые можно назвать неизбежными. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих воплощений в одно целое, вызывают душевное состояние, которое можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристаллизации вещества. Как самой ничтожной частицы вещества достаточно, чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна последняя мыль), чтобы накопившиеся однородные мысли кристаллизовались в поступок. Если мысли эти были злые и мстительные, явится момент, когда при легком толчке человек идет на преступление. Или - наоборот - если ум его создавал постоянно бескорыстные мысли, направленные на помощь ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются в акт героизма. Если при этом человек не успеет обдумать своего поступка, а это почти неминуемо при таком неустойчивом внутреннем равновесии, будет ли его поступок преступный или героический, сам человек изумляется, "не верит себе", говорит: "не понимаю, как мог я сделать это"! Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют совер­шенно определенно нашу волю, и момент их выполнения не более, как вопрос времени. Но если творец мыслей успеет подумать, свобода выбора еще воз­можна: он может противопоставить закоренелой мысли новую и, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль. В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопреде­ления. Свободная воля человека и создает для него те ограничения, которые он называет своей судьбой. Он ограничивает себя своими же прош­лыми мыслями, неосуществленными возможностями, ошибочными предпочтени­ями, неразумными уступками; он связан своими позабытыми желаниями, скован грехами своих прежних дней. И все же - он свободен. Он, создавший свое прошлое, которое держит в оковах его настоящие, может работать и внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить себе свободной будущее. Когда сильный узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного человека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознание, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом и что все ог­раничения, которые связывают его, созданы им же самим.
        Между этими двумя полосами: свободой воли и предопределением, про­исходят все сложные сочетания свободы и необходимости, на которых пост­роена вся драма человеческой борьбы. Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся привычками: привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка -нехороша; тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера. После многих услсий прокладывается но­вое русло, новые мысли берут перевес, и - потерянная свобода - обрета­ется снова... К сожалению, почти всегда только для того, чтобы ковать волю в новые цепи.
        Таким образом, наши собственные мысли и желания создают постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а последние являются одним из самых сильных ограничений свободы нашей воли.
       Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичными, иногда создают в нас предрассудки, личные и национальные; мы живем с ними, даже и не по­дозревая, что это - стены, построенные нашими собственными руками, кото­рые закрывают перед нами светлые горизонты истины.
         Другой вид "зрелой" кармы проявляется в минуты так называемых "вне­запных обращений". Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг на­шего истинного "я" как бы грубую кору, которая держит его в плену. Плен этот может длиться в течение нескольких воплощений. В это время бес­смертная душа, собиравшая опыты, успела многому научиться и приобрести высшие свойства; но последние могут долго оставаться скрытыми под грубой корой. Потребуется сильный толчок - иногда он является в виде хорошие книги, вдохновенного слова, яркого примера - чтобы разорвать кору и ос­вободить душу. В человеческой истории записано не мало таких случаев "внезапного обращения".
        Скрытая карма. Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно; осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоре­чии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявлялись бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли проти­воречат так сильно одни другим, что только немногие из зарожденных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течение веков, мы нагромождаем целые горы при­чин, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности кармы: одна проявляется, а другая ожидает, как бы в тени, случая, чтобы проявиться. Из этого можно вывести, что "скрытая" карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофагах, - как только появится налицо все необходимые условия.
        С психологической точки зрения "скрытую" карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого. В противоположность "зрелой", "скрытая" карма подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усиле­ны, ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошедший в состав нашей кармы.
        Карма зарождающаяся создается непрестанно нашими мыслями, желани­ями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта карма и представляет собой созидающую силу человека. Сознательно строящий свою карму должен владеть своими мыслями, гос­подствовать над своими желаниями, направлять свои поступки; действуя так, он сам создает свое будущее. Это - труд, доступный только созрев­шей душе, сильной воле, и такая воля может уничтожить свою карму, сжечь ее в огне внутренней битвы. Рядом с этим она может привести в действие и свою "скрытую" карму, - уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы ее на землю бесчисленное число раз. Познавший закон может с его помощью освободить себя. Казавшийся прежде цепями, познанный закон дает нам крылья, на которых мы можем под­няться в сферы безграничной   свободы.
         Прежде чем продолжать дальше, необходимо напомнить, что неясно понятый закон кармы может повести к совершенно неверным выводам. Плохо понявшие его люди могут придти к безразличию   и сухости, к мысли, что "раз человек сам заслужил свою трудную долю, не следует и помогать ему". Но такое рассуждение показывает непонимание закона справедливости. Раз человек становится на вашем пути и вы можете помочь ему, этой возможнос­тью предъявляется кармический долг, но - уже не ему, а вам. Свой - он уплатит страданиями, а ваш - вы уплатите тем, что поможете страдающему. Пропуская случаи помочь, вы пропустите возможность заплатить свои долги. Если карма не мешает улучшать нашу собственную участь и стремиться к совершенствованию, еще меньше она мешает улучшать судьбу наших ближних.
         Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если душа должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязатель­ства, а с другой стороны - благодаря постоянно возникающим мыслям и же­ланиям не перестает зарождаться новая карма, - не вытекает ли из этого полная невозможность освободиться из-под власти кармы? Не теряется ли всякая надежда обрести свободу?
         Орудие спасения человека - его воля. Пока воля у человека не раз­витее до тех пор он в рабстве у предопределения, он обречен двигаться роковым образом по "равнодействующей" своей собственной кармы. Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля его может вводить во всякое время новые величины в   "уравнение" его жизни. Пока воля направляется непросветленным разумом, до тех пор и целями ее бывают явления временные; но когда разум, проникая все глубже в суть яв­лений, достигнет мудрости и познает, что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветленная воля человека поведет его к осуществлению истины и освободит его. Таким об­разом все столь различные решения трудной проблемы о свободе воли и о предопределении - верны, каждое на своем месте. Неизбежная судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относительная сво­бода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, полная свобода для того, кто познал истину. Только познавший истину в силах уничтожить свою карму, превратить ее в перл и освободить себя от оков, которые казались вечными.
        Что же такое это - освобождающая истина?

Далее читайте в части второй.