Часть 2
Что же такое это - освобождающая истина?
"Истина, - сказал один из великих философов Индии, - может быть выражена в двух строках: Brahman, Абсолютное, Единое - истинно; вечно меняющаяся вселенная - не реальна; её существование - относительно, и человек - по своей сущности - божествен". Воля Единого выражена в законе кармы. Цель человеческой эволюции -полное осуществление божественных свойств человека, отождествление его воли с Волей Единого. Когда человек осуществит это единение в себе, час его спасения пробьет. Таков конечный смысл учений всех великих Учителей человечества.
Но движение человека вперед к освобождению возможно только благодаря неизменному закону. Всякое сознательное проявление человеческой воли ведет к изменению его жизни, но - не вопреки, а благодаря закону. Если бы вся вселенная не управлялась неизменным законом, если бы не было непреложно, что такая-то причина произведет именно такое действие, как могла бы развиваться в безопасности самая жизнь? Закон - везде и во всем, произвола нет. Отсюда мы видим, что воля, просветленная мудростью, может освободить нас только благодаря закону причинности, благодаря карме. Но - в таком случае нас связывает нечто другое, а не карма? Карма - только колесо причин и действий, колесо, которое катится безостановочно от зари и до заката Вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу - наши собственные желания. Если мы захотим обрезать нити, привязывающие нас к этому колесу, - мы должны уничтожить желание. Но уничтожить желание возможно только, убив в себе чувство обособления, эгоизм, который отделяет нас от остального мира. Желать можно только то, что вне нас; если мы познаем, что в нас самих сущность всех вещей - ибо и я и все остальные только часть Единого, желание должно прекратиться, а вместе с тем распадутся и наши цепи.
Желание ослепляет нас, оно ведет нас в запутанный лабиринт пространства и времени, где каждая вещь кажется отдельной от каждой другой вещи, тогда как в действительности вселенная есть проявление единой Воли; следовательно, по самой сути своей, представляет единство. Пока перед глазами человека пелена иллюзии, пока он идет вперед в неведении, желание необходимо как могучий рычаг для развития всех сил человека. Отделенный от остального мира, замкнутый в свой эгоизм, человек, - путем бесчисленных столкновений с объективным миром, путем опыта и страдания развивает себя как индивидуальность, как само осознающий центр жизни. Но без желания не было бы борьбы, движения, следовательно и развития, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо только деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.
Как же решить это кажущееся противоречие?
Для большинства людей в личном желании и коренится побудительная причина для деятельности, и убить желание равняется для них полному отречению от всякой деятельности. А между тем, великий урок, данный Блаженным Кришной, обращен не к отшельнику и не к ученому, а дан на поле житейской битвы борцу,Агjиnа, который стремился выполнить как можно лучше свои обязанности. "Без привязанности выполняй постоянно Деятельность, которая есть долг, ибо действуя без привязанности, человек воистину достигает Высочайшего". Не в поступках, а в желании, не в деятельности, во влечении нашей души к ее плодам, скрыта связующая нас сила. Мы действуем с целью пользоваться плодами нашей деятельности: душа ожидает - и природа должна удовлетворять; душа просит - природа дает. С каждой нашей деятельностью связаны ее плоды, а та невидимая нить, которая образует эту связь, есть наше желание. Когда мы обрежем все нити, привязывающие нас к плодам нашей деятельности, душа освободится, и карма не будет иметь власти над ней.
Что же поможет нам освободиться?
Наше неведение, что мы составляем одно со всеми, родит эгоизм; эгоизм родит желание. Но неведение наше уменьшается постепенным расширением сознания, внутренним ростом. Внутренний рост есть не что иное, как постепенное освобождение божественной сути, глубоко скрытой под каждой созданной формой. В этом раскрытии божественной сути весь смысл эволюции. Верно понятая "эволюция" (раскрытие) есть необходимый результат "инволюции" (скрывания), посредством которой Единая Всемирная Суть таинственно скрывала себя в недра материи, все глубже и глубже, пока не произошло Ее последнее проявление - физический мир. Мудрец, достигший полноты ведения, знает, что вся вселенная есть великая совокупность деятельностей, которые управляются законом безусловной справедливости; и что его собственная деятельность должна быть в полном созвучии с действиями Вселенной. Для приобретения мудрости необходимо сознание, что закон нашего бытия должен согласоваться с мировым законом, иначе - с волей Единого. Когда мы поймем это, мы будем знать, что деятельность необходима, но - деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути. Следовательно, деятельность наша должна быть бескорыстна, без эгоизма и без влечения к ее плодам, и бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою карму, не как требование морали, а как необходимость, неизбежная и доказанная. И это единственный путь, чтобы обрести душевный покой: ибо не что иное, как желание зарождают все наши земные бедствия и скорби. Только очистив сердце от эгоизма, возможно достигнуть единения с другими существами.
Но как соединить чистоту сердца и отсутствие желаний с деятельностью, необходимой для роста?
К достижению этой цели ведут два пути, "две стези", как выражаются индусские мистики: стезя Мудрости (отвлеченного
познавания) для меньшинства, и стезя Благочестия (религиозного чувства) для всех остальных. Оба пути ясно обозначены Блаженным Кришной в Bhagavad
Gita (Xll,2-7).
На первой стезе Мудрец достигает самоотречения, уничтожая в себе желание отдельного бытия и признавая законом всеобщую гармонию, совпадающую с Волей Единого. На второй стезе достигается тоже самоотречение из любви к олицетворенному Идеалу, в котором осуществилась уже Воля Единого. Оба пути приводят одинаково к цели. Самоотверженная деятельность, без мысли о себе, вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце: таким образом осуществляется двойное условие праведной жизни (деятельность и отсутствие желаний), которое казалось несовместимым.
Великую помощь на том и другом пути оказывает верное понимание закона Кармы. Знающий закон не говорит о "доброй или злой судьбе"; он знает, что Карма являет собой Волю Единого в действии, и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не следует. Если карма, ведущая нас неустанно и властно к конечной цели жизни, и заставляет нас порой испытывать боль и страдание, верующий человек не станет тяготиться этим страданием, а примет его терпеливо и безропотно: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой стороны, каждое его доброе усилие вызывает доброе последствие. А мудрый, кроме того, знает, что всякое зло есть нарушение мировой гармонии и что неизменный смысл кармы требует соблюдения полного единства в мире материи и духа. В глазах мудрого всякое действие, направленное на то, чтобы ограничить живое существо в его развитии, есть зло, а всякое действие помогающее живому существу развивать скрытую в нем божественную суть - есть добро. Он знает, что существует Единая Реальность, вне которой все -преходящие тени, и знает, что человек должен осуществить в себе сознательно единение с этой Реальностью. Человека страдал и поныне стонет в страданиях потому, что перед очами его пелена иллюзии. Его божественность обнаружится только, когда он сбросит эту пелену и освободит себя из цепей кармы, которые он сам кует своими мыслями, желаниями и поступками. Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению нашего "я" со всем и к освобождению.
Этот путь очищения от эгоизма носит по санскритски название «Karma Yoga»,от «Карма»- деятельность и «Yoga»- единение. Он ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по стезе "Мудрости" или по стезе "Благочестия", и требует, чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена его карма. Такое безропотное и радостное выполнение своего долга - выраженное в бескорыстной деятельности - есть единственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог: мысль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина. Она отражается в его глубине, как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера.
Конец